Министерство финансов Чувашской Республики

Республиканский бюджет Чувашии на 2024-2026 годы принят во втором окончательном чтении

Республиканский бюджет Чувашии на 2024-2026 годы принят во втором окончательном чтении

В рамках очередной сессии Госсовета Чувашии вниманию парламентариев его представил первый заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр финансов Михаил Ноздряков.

Предлагаем ознакомиться со выдержкой из его выступления:

Уважаемые Олег Алексеевич, Президиум, депутаты!

21 ноября 2023 года рассматриваемый сегодня бюджет республики был принят в I чтении. В нем учтены все средства, предусмотренные Чувашской Республике законом о федеральном бюджете, подписанным Президентом России 27 ноября 2023 года.

Поправок к законопроекту не поступало. Это, с моей точки зрения, говорит о том, что достаточно большая совместная работа была проведена при подготовке бюджета к I чтению.

В условиях положительной динамики социально-экономического развития при сохранении рисков влияния геополитической ситуации бюджетная и налоговая политика Чувашской Республики на 2024-2026 годы ориентирована в первую очередь на:

- безусловное выполнение принятых расходных обязательств, обеспечение в полном объеме социально-значимых расходов;  

- обеспечение стабильности соц. экономической ситуации в республике,  включающее в себя поддержку занятости и доходов граждан, обеспечение достижения национальных целей развития, реализацию программ развития инфраструктуры, поддержку отраслей экономики.

В налоговой политике с учетом изменившихся условий одним из ключевых элементов бюджетной устойчивости является наличие достаточного объема резервов при сохранении стабильных налоговых условий.

Собственные доходы на 2024 год оцениваются в объеме 52,5 млрд. рублей, с ростом к оценке поступлений 2023 года на 1,1 млрд. рублей, или на 2,1%. Рост в последующие два года оценивается на 3,9% и на 4,2% соответственно.

В основу параметров налоговых поступлений на 2024-2026 годы положены данные главного администратора – УФНС по Чувашской Республике. Сегодня налоговая служба обладает глобальной контрольно-аналитической системой, которая позволяет максимально использовать имеющиеся данные налогоплательщиков и качественно прогнозировать поступления и возможные риски.

<…>

Вместе с тем, в целях минимизации рисков планирования и своевременного финансирования расходных обязательств в бюджете на 2024 год сформирован резервный фонд Чувашской Республики в сумме 3,5 млрд. рублей, что практически на уровне первоначального бюджета текущего года.

Финансовыми ресурсами обеспечены все принятые расходные обязательства Чувашской Республики по закрепленным законодательством полномочиям.

Расходы республиканского бюджета на 2024 год предлагается утвердить в сумме 91,0 млрд. рублей. Если сравнить с первоначально утвержденным бюджетом на 2023 год, то рост на 8,0 млрд. рублей, или почти на 10%. По сравнению с расходами доковидного бюджета 2019 года рост составляет  35,8 млрд. рублей, или  в 1,7 раза.

Стратегическая приоритизация расходов Чувашской Республики сконцентрирована на достижении целей и показателей национальных проектов.

Расходы консолидированного бюджета Чувашии на реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов, оцениваются в 2019-2026 годы в объеме 88,2 млрд. рублей, в том числе расходы республиканского бюджета – 85,1 млрд. рублей. В плановой трехлетке эти расходы составят 27,0 млрд. рублей, из них в 2024 году – 13,9 млрд. рублей.

 -----

Порядка 63% расходов республиканского бюджета Чувашской Республики будет направлено на финансирование отраслей социальной сферы.

Безусловным приоритетом является выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и выплата социальных пособий. Наша задача – обеспечить выполнение этих обязательств в полном объеме в любой экономической ситуации.

При расчете расходов на фонд оплаты труда бюджетной сферы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Чувашской Республики учтены следующие факторы:

- индексация оплаты труда работников бюджетной сферы, определенных «майскими» указами Президента РФ, на 8,9%;

- индексация оплаты труда прочих работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие «майских» указов Президента РФ, с 1 января 2024 г. на 8,5%;

- увеличение минимального размера оплаты труда с 1 января 2024 г. на 18,5%.

Необходимо отметить, что основным критерием, по которому «привязана» заработная плата работников бюджетной сферы, является среднемесячный доход от трудовой деятельности. В текущем году он достаточно часто изменялся, что требовало выделения дополнительных финансовых ресурсов для выполнения соответствующих обязательств. Так, при формировании бюджета на 2023 год данный статистический показатель оценивался в 34824 рублей (+5,1% к 2022 году). По данным Росстата за 9 месяцев текущего года он уже составил 38081 рубль (+15% к 2022 г.).

Поэтому на 2024-2026 годы, также как и в бюджете 2023 года, сформирован резерв на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по 2035 млн. рублей ежегодно.

С учетом указанных мер общий объем расходов консолидированного бюджета Чувашии на фонд оплаты труда оценивается в 31 млрд. рублей в 2023 году и в 33,6 млрд. рублей в 2024 году, с ростом на 9,1% к уточненному фонду 2023 года, что превышает прогнозный уровень индекса потребительских цен.

Социальные выплаты населению в 2024 году будут проиндексированы с учетом фактически сложившегося уровня инфляции в 2023 году.

На социальную политику в трехлетнем периоде планируется направить 54,5 млрд. рублей, в том числе в 2024 году – 18,1 млрд. рублей, из них:

- на повышение уровня рождаемости и защиту детства в 2024–2026 годах - 5,4 млрд. рублей, в том числе в 2024 году – 1,5 млрд. рублей;

- на оказание адресной поддержки нуждающимся семьям с детьми, а также улучшение благополучия социально незащищенных граждан - 14,3 млрд. рублей, в том числе в 2024 году – 4,5 млрд. рублей. Средства будут направлены на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, социальные выплаты безработным гражданам, оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и т.д.

----- 

Выделены дополнительные средства на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, из них:

- 1180,3 млн. рублей - на обеспечение жильем 414 детей-сирот;

-  833,0 млн. рублей - на обеспечение жильем 160 многодетных семей;

- 100,0 млн. рублей - на новое расходное обязательство по предоставлению многодетным семьям единовременной денежной выплаты взамен предоставления им в собственность бесплатно земельного участка, что дает возможность получения многодетными семьями альтернативной меры социальной поддержки на улучшение жилищных условий.

-----

В бюджете на трехлетний период на развитие реального сектора экономики предусмотрено 47,3 млрд. рублей, из них на 2024 год – 21,0 млрд. рублей. По сравнению с доковидным 2019 годом рост в 1,8 раза.

Здесь мы говорим и о дополнительных источниках финансирования, в том числе:

- средства, направляемые на реализацию новых инвестиционных проектов, в объеме 3,3 млрд. рублей в 2022-2024 годы, в том числе 1,3 млрд. рублей - в 2024 году;

- средства инфраструктурных бюджетных кредитов на реализацию проектов комплексного жилищного строительства в сумме более 5,0 млрд. рублей, в том числе 1,7 млрд. рублей - в 2024 году;

- средства по направлению жилищно-коммунального хозяйства в размере 5,1 млрд. рублей, из которых 4,4 млрд. рублей - в 2024 году,(в том числе средства на реализацию программы модернизации систем теплоснабжения в гг. Алатырь и Шумерля);

- 1,3 млрд. рублей - на замену (модернизацию) 429 лифтов в многоквартирных жилых домах.

----- 

Расходы на дорожную деятельность в трехлетнем периоде предусмотрены в сумме 16,5 млрд. рублей, в том числе на 2024 год – 7,8 млрд. рублей. Рост к 2019 году в 1,6 раза.

Практически в 26 раз по сравнению с 2019 годом увеличивается объем средств, направляемых на развитие общественного транспорта.

В 2023-2024 годах планируется приобрести 153 троллейбуса и 47 автобусов, а также осуществить модернизацию (реконструкцию) инфраструктуры наземного электрического транспорта, для чего будет привлечено порядка 4,2 млрд. рублей.

----- 

В приоритете государственная поддержка развития основных отраслей экономики – это агропромышленный комплекс, малый бизнес, промышленность.

-----

В трехлетнем периоде на развитие сельского хозяйства направляется порядка 7,0 млрд. рублей, в том числе в 2024 году – 3,2 млрд. рублей, ростом к первоначальному плану 2023 года на 25,4%. Рост расходов по сравнению с доковидным 2019 годом в 1,5 раза.

Сохраняются все основные направления поддержки АПК, ежегодно появляются новые.

Особое внимание уделяется технологической модернизации сельхозпроизводства, приобретению сельхозтехники. Так, в 2019-2023 годах сельхозтоваропроизводителями приобретено почти 3,5 тысячи единиц техники на сумму 7,3 млрд. рублей.

На реализацию инициативных проектов на 2024 год предусмотрено 503 млн. рублей, планируется реализовать 441 проект. По инициативе жителей республики за 6 лет (2017-2022 годы) на селе реализовано 3657 проектов общей стоимостью 3,0 млрд. рублей.

Продолжается реализация программы Комплексного развития сельских территорий, на что в 2024 году планируется направить 1,4 млрд. рублей.

-----

Поддержка промышленного производства увеличивается в 5,6 раза к первоначальному бюджету 2023 года и в 11 раз к 2019 году.

В совокупности 542 млн. рублей планируется направить в 2024 году на предоставление займов субъектам деятельности в сфере промышленности, 71,0 млн. рублей – на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования.

----- 

В 2024 году на господдержку МСП предусмотрен 731 млн. рублей. Рост к 2019 году на 20% в основном за счет реализации Индивидуальной программы социально-экономического развития.

При этом на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) предусмотрено 50,0 млн. рублей.

----- 

На господдержку жилищного строительства в трехлетнем периоде направляется 8,8 млрд. рублей, в том числе в 2024 – 4,6 млрд. рублей, с увеличением на 9,0% к первоначальному бюджету 2023 года. Рост к 2019 году в 4,3 раза.

-----

Если сложить все расходы на обозначенные направления - АПК, промышленность, МСП, дороги, транспорт, жилье – то в 2024 году их объем составит 18,4 млрд. рублей, что больше уровня 2019 в 2,1 раза.

-----

Инвестиционные расходы в 2024 году оцениваются в 13,5 млрд. рублей, доля в расходах -14,9%.Рост к 2019 году в 2 раза.

----- 

Реализация бюджетной политики в указанных направлениях (развитие инфраструктуры и господдержка отдельных отраслей) будут способствовать росту экономики Чувашской Республики, появлению новых рабочих мест, росту заработной платы и, в конечном счете, пополнению собственной доходной базы бюджета.

Выражаю благодарность руководству и депутатов Госсовета Чувашии за эффективное взаимодействие по формированию и рассмотрению проекта республиканского бюджета на очередной трехлетний период.

В этом году впервые по поручению Главы Чувашии начали с вами взаимодействие на самой начальной стадии работы над бюджетом. Много вопросов удалось отработать и это нашло отражение в бюджете как текущего года, так и в бюджете следующего года.

С учетом итогов 2023 года с первых дней следующего года приступим к подготовке первого уточнения. Уверен, что конструктивная совместная работа будет продолжена.

Прошу поддержать законопроект во втором чтении.

 



01 декабря 2023
10:00
Поделиться